Pik
Сьогодні, 15 Ноября 2019

Василий Федин: Через год завод "Океан" заработает стабильно

Василий Федин: Через год завод "Океан" заработает стабильно

Когда-то Николаев был флагманом отечественного кораблестроения.

Три большие и несколько верфей поменьше производили гражданские суда и военные корабли.

За годы независимости судостроительная отрасль (как, впрочем, и многие другие) в стране вообще и в Николаеве в частности претерпела значительные изменения.

Не обошли стороной эти изменения и николаевский судостроительный завод "Океан" - в 2011г предприятие вступило в процедуру банкротства и его готовили к ликвидации, но... наблюдательный совет завода пригласил возглавить предприятие генерального директора ПАО "ХСЗ" Василия Федина, в своё время "реанимировавшего" Херсонский судозавод. Как назначение В. Федина, так и события на "Океане" успели обрасти всевозможными слухами и домыслами.

Прокомментировать ситуацию на "Океане" и в кораблестроительной сфере юга Украины "ПИК" попросила Василия Федина.

- Расскажите, пожалуйста, о том, что же на самом деле происходит на заводе "Океан", чтобы подтвердить или опровергнуть информацию, появившуюся в СМИ - о захвате завода и т.д.

- Никакого захвата не было. Собственники завода решили назначить новое руководство, чтобы восстановить работу предприятия. Наблюдательный совет завода "Океан" обратился ко мне с предложением принять на себя руководство заводом ещё в начале этого года. Тогда я отказался.

В начале ноября экономическая ситуация на "Океане" ухудшилась до того предела, когда предприятие вступило в процедуру банкротства. Было опубликовано соответствующее заявление. Задолженность по заработной плате выросла до 38,5 млн. грн. И в этой ситуации акционеры завода попросили «Смарт-холдинг» взять оперативное управление предприятием на себя. В результате, по решению Наблюдательного совета, меня назначили руководителем предприятия, чтобы решить все эти проблемы.

- То есть, в данный момент вы выступаете в роли антикризисного менеджера.

- В принципе, да. По сути дела, ситуация на заводе была практически безвыходная, и если бы не привлекли стороннего менеджера, завод был бы ликвидирован.

Два момента для понимания ситуации: первое - завод «Океан» в 2005 г. было №1 в отрасли, в отличие от ХСЗ, на который я тогда пришёл, сегодня ситуация совершенно противоположна. В Украине 11 судостроительных заводов. Из них "Океан", по сути дела, это завод с огромным потенциалом. Но сегодня он занимает не самые лучшие позиции в украинском судостроении.

Второе - для меня назначение руководителем «Океана» возможность подтвердить свои силы - немного адреналина, чтобы чувствовать себя в тонусе. В принципе, на ХСЗ мы подписали контракты на строительство полнокомплектных танкеров проекта RST27, это гарантированная загрузка до 2013г., и, по большому счёту, на работу можно ходить и заниматься текучкой. В этом месяце мы приняли решение на ХСЗ поднять зарплату в производстве до 3 тыс. грн., потому что хорошо сработали, есть ресурс, а здесь (на «Океане» - ред.) непаханное поле для работы.

- То есть план по выведению предприятия из кризиса уже намечен?

- План точно такой же как и на ХСЗ, других планов в этой ситуации не может быть: первое - погасить задолженность по зарплате, второе - заключить новые контракты, которые дадут доход, ну а дальше - техническая работа, та, которую мы уже проходили на ХСЗ: делаем всё возможное, чтобы предприятие начало работу.

- В данный момент вы готовы браться за выполнение любых контрактов, или будете стараться держать марку завода, ведь он рассчитан на строительство крупнотоннажных судов?

- Сегодня нам капризничать не приходится. Мы даже на ХСЗ не капризничаем.Ситуация в мировом судостроении не очень хорошая. В украинском - вообще плачевная. Сегодня рынок судостроения поделен следующим образом: 38% - Китай, около 32% - Корея. Если смотреть на долю Украины, то она составляет ноль целых, потом ещё много нулей и единичка и в конце. Россия занимает где-то около 1%. При Советском Союзе, когда Украина и Россия совместно строили суда, их доля в мировом судостроении составляла 5%.

- Как обстоят дела в российском судостроении?

- На сегодняшний день, что касается Российской Федерации, то Президент России подписал Указ о мерах государственной поддержки судостроения в России. Предусмотрены налоговые льготы, выделяются деньги - в течение нескольких лет правительство регулярно выделяет около 14 млрд.

Ещё в этот Закон внесли такой момент, который для нас очень неудобный: судовладельцы, чьи суда построены в России после 2010 г. в эксплуатации освобождаются от налога на прибыль. А теперь представьте: два судовладельца, у одного судно построено в России, на порядок дороже, у другого - в Украине, но дешевле. При этом при эксплуатации российского судна, например 20 лет, владелец в течение 20 лет не платит налог на прибыль. Владелец же украинского судна, построенного дешевле, будет в течение всего срока эксплуатации платить этот налог, по крайней мере, пока законы не изменятся.

- Планируется ли что-то сделать в Украине для поддержки отечественного судостроения?

- У нас при принятии Налогового кодекса заложили неплохие меры, которые, в принципе, дали возможность ХСЗ заключить контракты - это льгота по налогу на прибыль (все судостроительные предприятия освобождены от налога на прибыль) и льгота по налогу на землю - и эти моменты очень помогли на ХСЗ. Ну а вообще, если бегать и стучаться во все двери, кто-нибудь да откроет. Контракты можно найти - их немного, но это возможно.

- Есть ли перспективы у отечественного судостроения в общем, и у "Океана" в частности?

- Безусловно, есть.

- Скажите, а если будут заказы на постройку пассажирских судов, или военных, сможем ли мы их выполнить?

- Сможем. Мы будем браться за всё - предложат строить ветрогенераторы, построим и их. На сегодняшний день есть хороший рынок - это суда той серии, которые мы сейчас строим на ХСЗ. Это суда до 7 тыс. т, максимальный дедвейт, который заходит во внутренние воды Российской Федерации - это самое перспективное направление.

По оценкам многих экспертов сегодня необходимо от 30 до 80 таких судов. 30 в постройке, а в перспективе, до 2014г., необходимы ещё 50, и их будут строить либо в России, либо в Украине. Турция предлагает, но, мне кажется, что менталитет Украины всё-таки ближе к России, чем турецкий.

- А что вам нужно сделать, чтобы получить эти заказы?

- Работать и только работать. Ведь как заказчик, впрочем, как и любой из нас, определяет брать или не брать? Приходим покупать вещь, которую нужно изготовить - смотрим на соотношение цена-качество и на уже готовую продукцию. Сегодня мы должны дать конкурентную цену, показать качество, и заказчики должны видеть, что мы выполняем работу в срок.

- Предпосылки для этого здесь, на "Океане", есть?

- Безусловно. И "Океан", и Николаев - легенды в области кораблестроения. Вообще, если посмотреть, Николаев, по своей сути, самый мощный город в этой сфере: четыре судостроительных завода - ЧСЗ, "Океан" и им. 61 коммунара и "Лиман". Если сложить вместе все мощности, все трудовые ресурсы - то это колоссальный потенциал.

- Какое количество людей на сегодняшний день работают на заводах?

- На "Океане" полторы тысячи, на ЧСЗ - две тысячи, и на 61 коммунара - если есть человек 30, то это хорошо.

- Вы теперь будете работать на "Океане". А кто же будет исполнять ваши обязанности на ХСЗ?

- Я из Херсона не ухожу. Буду работать в Наблюдательном совете. Пока же я уверен в том, что на ХСЗ работа налажена, заказами завод обеспечен, и, даже если я буду отсутствовать, все будет идти, как положено.

- Какой срок вам понадобится для того, чтобы на заводе "Океан" уже вырисовалось что-то определённое?

- Через месяц уже будут первые результаты, а через год, я думаю, "Океан" будет ничуть не хуже, чем в 2005г. В 2005г. "Океан" строил полнокомплектные суда для "Укрречфлота", потом у них, правда, не совсем сложились отношения с этой компанией, но, тем не менее, такой опыт был. В то время здесь работал Damen, потом компания Акер STX, и опыт, который голландцы и норвежцы принесли сюда, был просто колоссальный.

Когда Damen в начале двухтысячных выкупил завод, он ввёл систему западного менеджмента (которой, к примеру, нам на ХСЗ приходилось учить самостоятельно, подсматривая, почитывая), и, по большому счёту, на "Океане" в то время было гораздо проще наладить производство, чем нам в Херсоне. Что помешало? Не знаю, и не хочу обсуждать действия своих предшественников.

- Ещё один вопрос по поводу заказов. Возможно ли, что отечественные заказы также будут поступать?

- Вопрос сложный. На сегодняшний день мы ведём переговоры с компанией "Укрречфлот" - украинской судоходной компанией, у них есть такое желание. Эти переговоры ведутся уже около года. В последнее время мы на ХСЗ сотрудничаем с "Укрречфлотом", отремонтировали ряд судов, и за это время у нас сложились очень тёплые и дружеские отношения. Поэтому сейчас, когда они для себя рассмaтривают вопрос строительства, то первые заводы, предложения которых рассмотрят, это ХСЗ и «Океан».

Несмотря на то, что у "Укрречфлота" с "Океаном" был конфликт, на мой вопрос "что будем делать" я услышал ответ - "будем мириться".

- И последний вопрос: с 2005г вы работаете на Херсонском судостроительном. Вы делали всё возможное, чтобы завод работал, получал контракты... А сегодня вы будете растить конкурента...

- Конкурента здесь нет. Конкурент, это когда рынок, и за этот рынок никто не выходит. А у нас же получается, что все заказчики мировые - Россия, Норвегия, Мальта и т.д., многие из которых, к тому же заказывают или в Китае (38% рынка), или строят у себя. А у Украины ноль, ноль, ноль, ноль и где-то в конце стоит единица... можно ли говорить о том, что ХСЗ и "Океан" конкуренты, когда у нас на сегодняшний день самый главный конкурент - Китай. Или, например, Турция. Очень много наших потенциальных заказов уходит туда. Поэтому я скажу так: консолидируя усилия в рамках Украины, мы сможем противостоять нашим конкурентам в других странах. В Украине всего 11 судостроительных заводов, из них, насколько я знаю, стабильно работающих - три.

- Когда стабильно работающим станет "Океан"?

- Позвоните мне через месяц. Возможно, я расскажу, с кем и какие контракты заключит "Океан". Хотя, у меня правило - я не рассказываю об этом до тех пор, пока завод не получит подписанный контракт и деньги.

- Спасибо за интервью, удачи Вам.

Справка: ПАО Николаевский судостроительный завод "Океан" основан был создан в 1951 году. Завод - одно из крупнейших предприятий в судостроительной отрасли Украины.

Предприятие занимает одну из лидирующих позиций благодаря прогрессивным технологиям, профессиональному кадровому составу и многолетнему производственному опыту в области судостроения. За свою историю заводом построено около 400 технически сложных судов общим водоизмещением приблизительно 4 млн. тонн.

Строительство судов ведется на двух технологических линиях крупнотоннажного и среднетоннажного судостроения. К линии крупнотоннажного судостроения относятся сборочно-сварочный цех, сухой док (354х60х17 м) с двумя козловыми (грузоподъемностью 320 т каждый) и четырьмя портальными (80 т каждый) кранами, достроечная набережная длиной 420м.

Среднетоннажная линия состоит из сборочно-сварочного цеха, закрытого эллинга (144х15 м), открытой строительной площадки, плавучего дока и 210-метрового достроечного причала (2 крана грузоподъемностью 10 и 15 т). Плавдок ПД-35 предназначен как для спуска судов, так и для судоремонтных работ, оборудован 2 портальными кранами грузоподъемностью 5 т каждый, а также автоматической системой определения крена и деферента.

Акционером предприятия является компания Olympus Investments. Оперативное управление заводом осуществляет «Смарт-холдинг».

 

Коментарі

Нет ни одного комментария

Залишити коментар

Останні новини

Останні відеорепортажі

Останні фоторепортажі

ТОП Новин тижня

наверх

Підписатися на новини

Підписатися на новини

Запропонувати новину

Запропонувати новину