Pik
Сьогодні, 21 Февраля 2019
04.10.2011
570
0

Трагическая история херсонских кирх

Трагическая история херсонских кирх

Херсон всегда был многонациональным и поликультурным городом. От самого основания города и до наших дней в городе спокойно уживались представители более 50 национальностей.

После победы России в русско-турецкой войне (1768-1774 гг.) и подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора к империи отошли огромные пространства степей между Южным Бугом и Днепром, получившие наименование Новороссия. Для заселения этих земель правительство привлекало иностранцев, предоставляя им многие льготы: надел земли до 70 гектаров, освобождение от рекрутской повинности и податей на 30 лет, право заниматься собственным промыслом. Желание поселиться на землях нынешней Херсонщины изъявили многие немцы. Русский поверенный в Данциге Соколовский сообщал в 1786 году, что, когда в город прибыл для вербовки колонистов некто Георг Траппе, в его доме «с утра до полуночи беспрестанно люди набирались... и, наконец, до того дошло, что в скором времени все в городе рукодельные мастера лишились работников своих, слуги и служанки не хотели далее у господ оставаться..., а все единогласно кричали: в Херсон, в Херсон!»

Вместе с переселенцами из Данцига в наш край прибыли немцы голландского происхождения. Они основали колонии Клостендорф (сегодня это село Костырка, Высокопольского района), Мюльгаузендорф, Шлангендорф. В Херсоне выходцы из Пруссии и Австрии занимались колбасным производством, были кондитерами, врачами, учителями, фармацевтами. Лучшими в город были аптека Мюллера и кондитерская Меттера, расположенные на улице Суворова.

Жили немцы в соседстве с украинцами, россиянами, греками, евреями в добром согласии, но немного обособленно. Не исключено, что причиной тому было разное вероисповедание. О евангелическо-лютеранской церкви Херсона упоминается в документах 1787 года, но без указания её местонахождения. Есть предположение, что, по неизвестным причинам (возможно пожар), храм прекратил свою деятельность. Но это еще не означает, что прекратились богослужения. Они проводились в домах богатых немцев, могущих вместить хотя бы сто молящихся лютеран. Богослужения отправлял пастор Иоганнес Долл.

В 1860 году лютеранскую общину возглавил пробет (старший пастор) второго округа Херсонской губернии Эмил Кибер. Именно он стал инициатором строительства в Херсоне кирхи (лютеранской церкви). Помимо денег, собранных членами общины на строительство храма, значительную сумму внесли аптекарь Фридрих Мюллер, купцы Давид Фельмет и Генрих Лайер. Проект церкви безвозмездно разработали херсонские немцы-архитекторы: надворный советник Александр Пальшау и барон Карл фон Штемпель. Губернское начальство в лицах военного губернатора Павла Коцебу и гражданского - Павла Клушина, под строительство кирхи отвели земли города в районе пересечения нынешних улицы Кирова и проспекта Ушакова.

12 мая 1867 года храм был заложен, и уже 1 июля 1869 года старший пастор Эмил Кибер отслужил в нем первый молебен. Само нахождение храма евангелическо-лютеранской веры дало первое наименование улице - Лютеранская (с конца 1930-х годов - улица Кирова). Рядом с кирхой на средства прихожан был построен трехэтажный дом лютеранской общины (сегодня это здание находится в ведомстве областного управления МВД). В этом же квартале располагались оранжереи и другие подсобные хозяйства и постройки, принадлежавшие лютеранской общине Херсона.

Известны некоторые имена лютеранских пасторов, в ведении которых находился херсонский приход:

в 1840-1850-х годах - николаевский дивизионный проповедник Иоганнес Долл;
в 1860 году - пастор Николаевского прихода, пробст второго округа Херсонской губернии Эмил Кибер;
в 1910 году - кистер Оскар Готлибович Ган.

В годы Первой мировой войны отношение городских властей, да и самих херсонцев, к немцам, жившим в городе, было вполне толерантным. Даже в годы Гражданской войны и Украинской революции лютеранская община чувствовала себя в условной безопасности. Изгнание лютеран из кирхи и экспроприация её домов произошли уже при советской власти.

В здании кирхи разместились линейный отдел водного транспорта, Нижне-Днепровско-Бугские пароходства и городской отдел НКВД, а в 1940 году - гормилиция. Само здание кирхи номинально оставалось за общиной. Советская национальная политика и массовые депортации немцев в годы Второй мировой войны привели кирху к запустению, а после войны и к разрушению. В 1955 году на ее месте был построен четырехэтажный жилой дом с располагавшимся на первом этаже магазином «Тавричанка» (улица Кирова, 2).

За годы независимости Украины многие храмы, молитвенные дома, которые использовались не по назначению, были возвращены их общинам. И лишь лютеранская церковь оказалась обделенной - не сносить же большой жилой дом.

По словам директора центра немецкой культуры в Херсоне Лидии Лазебная-Циммер: «Немецкая евангелическо-лютеранская община нашего города была возрождена и официально зарегистрирована 21 мая 1996 года. Не имея своего помещения и церковного имущества, члены общины на свои средства приобретали необходимый инвентарь для проведения богослужений. Молиться собирались в разных местах, где можно было договориться об аренде помещения. После долгих мытарств по кабинетам горисполкома (на некоторых документах стоит более десяти печатей с соответствующими подписями) в 2000 году херсонская городская власть выделила для немецкой лютеранской общины 15 соток земли, на которой протестантская община спроектировала строительство храма и дома пресвитера. На этом участке был построен двухэтажный домик для пастыря. 12 мая 2005 года, день в день, как и 138 лет тому назад, был заложен первый камень возрождающейся после более 60 лет забвения и разрушения новой лютеранской церкви.

3 мая 2009 года Одесско-Крымский экзарх УГКЦ Василий (Ивасюк) освятил помещение под часовню "Перенесение мощей св. Николая Мирликийского" и крест, на месте которого планировалось построить храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Все было готово для постройки храма, осталось только получить разрешение на продолжение аренды участка от херсонских депутатов. Но его так лютеране и не увидели. В игру вступила некая строительная фирма, которая, к слову, не первый год претендовала на этот участок. В 2007 году строительная фирма «Парнас» незаконно захватила часть участка, принадлежащего религиозной общине, где очень быстро появились гаражи. Община подала иск в суд и выиграла его, строители должны были убрать незаконные постройки. Но решение суда так никогда и не было выполнено - исполнительная служба то теряла исполнительное письмо, а позже просто про него «забыла».

Городская власть тоже действовала странным образом. Отказ продлевать аренду земли для церкви выглядел алогично. В марте 2009 сессия горсовета окончательно лишила религиозную общину земли, на которой тогда уже стояли строения и велись богослужения.

Нужно отметить, что по соседству со злополучным участком в исторической части города тогда уже построили элитную высотку, и, по словам тогдашнего секретаря горсовета Ю.Погребного, «в доме живут непростые люди и им нужен подземный гараж». Городские власти пошли даже на замену адреса: вместо улицы Ленина 27, в документах появился переулок Санаторный 8, сам секретарь горсовета назвал тогда эти действия манипуляциями, при помощи которых решение протянули через сессию горсовета.

Летом 2009 все средства массовой информации бывшего СССР сообщили страшную новость: «В Херсоне разрушен храм!». Горожане были шокированы. Власть предпочла отмолчаться. Священники и община, оправившись от шока, пытались бороться, но силы были явно неравны. Священник Степан Макар тогда заявил, что земля землей, и если ее отдали застройщикам законно, то строения-то принадлежали громаде! Строители просто снесли церковь вместе с престолом и церковной утварью. Строительная бригада прямо на глазах у священников разобрала здание церкви по кирпичику, вывезя имущество в неизвестном направлении.

После значительного общественного резонанса городские и областные власти нехотя начали говорить. Но лучше бы они молчали. Священникам рекомендовали идти в суд (а мы помним, что судебное решение уже однажды терялось), и пообещали моральную поддержку. Странно было слышать священникам о «моральной» поддержке от аморальных существ.

В прессе того времени начали появляться комментарии застройщика: «Какая же это церковь? Это просто был сарай! А мы построим там красивую детскую площадку». На что священники промолчали, но указали представителю фирмы-застройщика на высший суд.

Площадку решили строить капитально, вырыли котлован, залили фундамент и построили четырёхэтажное здание. Даже здесь застройщик обманывал. Постепенно все забылось, община решила прекратить борьбу и, как кажется, окончательно утратила веру в херсонскую власть. Думаю, что справедливо.

p.s. По словам представителей общины, на данный момент участок утрачен навсегда, директор фирмы-застройщика умер при загадочных обстоятельствах, священник, который подозревался в пособничестве застройщику, отлучен от церкви. Для богослужений у общины есть дом. Ну и конечно есть мечта построить кирху.

 

 

Коментарі

Нет ни одного комментария

Залишити коментар

Останні новини

Останні відеорепортажі

Останні фоторепортажі

ТОП Новин тижня

наверх

Підписатися на новини

Підписатися на новини

Запропонувати новину

Запропонувати новину