Pik
Сьогодні, 07 Грудня 2019
11.11.2011
795
0

Спецтема: Яхт-клуб – старейшее спортивное сооружение Херсона

Спецтема: Яхт-клуб – старейшее спортивное сооружение Херсона

В начале ХХ века на юге Украины активно начали появляться яхт-клубы. Обычно считается, что первые яхт-клубы появились в начале XVIII века в Великобритании («Water Club», сейчас известный как Royal Cork Yacht Club, 1720 год, город Корк). В Российской империи первый, Санкт-Петербургский Императорский яхт-клуб был открыт 1 мая 1846 года по инициативе и при деятельном участии князя А.Я. Лобанова-Ростовского.

Херсонский яхт-клуб открылся значительно позже одесского и николаевского, но развивался очень динамично. В начале 1908 года на стрелке Карантинного острова было возведено временное деревянное строение, в котором разместилась вахтенная служба яхт-клуба.

Летом же 1908 года на яхтах, принадлежащих членам яхт-клуба, были проведены первые парусные гонки, положившие начало развитию парусного спорта Херсона.

Первым командором яхт-клуба выбрали князя Александра Дмитриевича Максутова. В уставе было обозначено, что членами яхт-клуба могли быть «лица всех сословий и обоих полов не моложе 21 года».
Капитальное здание яхт-клуба, построили в 1913 году на благотворительные взносы его членов и при существенной финансовой помощи местного помещика П.И. Соколова.

В 1914 году в яхт-клубе базировалось 11 парусных яхт, используемых для гонок, дальних плаваний и прогулок.
С началом революции и гражданской войны, яхт-клуб прекратил свою работу, хотя есть свидетельство участника событий, о учебном переходе молодых херсонцев, призванных в рабоче-крестьянский Военно-морской флот Советской республики на 2-х парусных яхтах из Херсона в Одессу и назад. Плавание состоялось осенью 1922 или 1923 года с целью первичной морской подготовки военморов. Но эта авантюра была скорей не спортивным, а политическим событием.

Возобновил свою работу яхт клуба относиться к лету 1926 года. В это время большевики как раз начали активную борьбу за пролетарский спорт и начали бороться с «буржуазными пережитками», в число которых конечно же попали личные яхты. Общественные яхты, которых было не так много не имея собственника часто эксплуатировались не по назначению и их спортивные результаты от этого только страдали. Например частым явлением были экскурсии которые должны были организовываться членами яхт-клуба для профсоюзов. Все это отрывало спортсменов (которых тогда модно было называть физкультурниками, в противовес буржуазным профессиональным спортсменам) от их непосредственного увлечения =яхтенного спорта. В противовес яхтам спортивное руководство страны сделало ставку на так называемую народную греблю, то есть занятие гребными видами спорта на любых плавсредствах, которые могли управляться веслом.

С 1932 года яхт клуб входил в состав ОСВОД, имел в составе флота парусные яхты и гребные шлюпки. Работал летний бассейн для занятий плаванием.

С началом войны, деятельность яхт-клуба прекратилась. Здание было разрушено советской артиллерией в 1941 году. После войны яхт клуб передали судостроительному-судоремонтному заводу им. Коминтерна.
Возрождение парусного спорта началось в 1948 году, когда в Херсон прибыли полученные по репарации парусные яхты немецкой постройки.
Все яхты находились в запущенном техническом состоянии, нужно было вложить много труда для их восстановления. На этих яхтах в дальних спортивных плаваниях получили хорошую морскую практику многие херсонские яхтсмены.

После реформы 1952 года Херсонский яхт-клуб Областному комитету по физкультуре и спорту. На его базе была организована областная водно-спортивная станция. На ее территории разместились базы нескольких спортивных обществ, развивающих кроме парусного, также гребной, водно-моторный спорт, морское многоборье, плавание, водное поло, прыжки в воду.
По инициативе директора водной станции ДСШ Н.И. Хомика в 1948 году херсонским мастером деревянного судостроения Коноваловым Г.Ф. были построены 4 гоночных парусных швертбота национального класса Р-3 конструкции известного советского инженера судостроителя Р.А. Алексеева, впоследствии создателя серий судов на подводных крыльях.

На этих швертботах «Первенец» «Коралл», «Быстрый», «Экватор» проводились первые после войны гонки среди взрослых и детских экипажей.

В 1950 году под руководством Н. И. Хомика было совершено дальнее спортивное плавание под парусом по маршруту Херсон - Киев - Херсон.
На яхте «Весна» под руководством начальника областного водно-спортивной станции А.Г. Романова осуществлено дальнее спортивное плавание Херсон-Севастополь-Херсон.

С 1958 года херсонские яхтсмены совершали дальние спортивные плавания и регулярно принимали участие в парусных гонках, проводимых на Черном море на яхте «Днепр», стальном кече, построенном в Херсоне. На этой яхте впервые херсонские спортсмены выполнили разрядные нормативы. Первыми мастерами спорта по паруса стали в 1960 году работники Херсонского судостроительного завода Середенко П.А. и Дедков А.И.
С 1963 года яхта «Украина», построенная на ХСЗ была участником всех Черноморских регат. На этой крупной яхте (водоизмещение более 25 тонн) десятки работников судостроительных предприятий Херсона, студентов судомеханичеського техникума, курсантов мореходного училища, получили морскую практику и навыки. К концу 1980-х годов яхта эффективно использовалась для организации и обеспечения проведения парусных соревнований и одно-двух дневных оздоровительных походов работников завода.

Успешная работа парусных секций Детской спортивной школы, Областной водно-спортивной станции (яхт-клуба), понимание большого прикладного значения развития парусного спорта для Херсона, послужили стимулом для организации парусных секций спортивными организациями, промышленными предприятиями и учебными заведениями Херсона.

В начале 60-х годов парусные секции были открыты практически на всех водноспортивних базах, принадлежавших промышленным предприятиям, учебным заведениям и спортивным обществам Херсона.

В результате интенсивного движения морских и речных судов в районе яхт-клуба с целью предотвращения несчастных случаев было принято решение запретить выход малых судов в акваторию.именно с этого времени яхт-клуб потерял былое значение основной водной базы Херсона. В 1966 году на базе Херсонского яхт-клуба (областной водно - спортивной станции) был организован Завод спортивного инвентаря (руководителями завода в разное время были Романов А. Р., Алтухов В. М., Оборожний В. Р.) На заводе приступили к выпуску продукции для водных видов спорта. Освоена серийная постройка шестивеслових ялов для морского многоборья, лодок для популярного в то время народной гребли, крейсерских яхт международного класса «Фолькбот» и национального класса Л-6 для парусных гонок и крейсерских плаваний. Строились парусные суда оригинальных проектов по специальным заказам.

Массово изготавливались высококачественные весла для разных видов гребного спорта (байдарки, каноэ, академическая гребля). Эта продукция помогала нашим спортсменам завоевывать победы на чемпионатах Европы, Мира, и на Олимпийских играх.
Большой вклад в освоение производства и выпуска этой продукции внесли известные херсонские мастера деревянного судостроения: Коновалов Г.Ф., Черноморченко П.М., Погорелов И.М., Головацкий Т.И., Ардании В.И. В течении более 20 лет продукция завода имела неизменный спрос.

В 1970 году судьба к тому времени полуразвалившегося здания яхт-клуба привлекла внимание облисполкома. Была создана комиссия, которой было поручено проверить работу областной водной станции и выработать пропозиции по ее реконструкции. Комиссия приняла решение реставрировать здание, в том виде, в котором оно было построено в 1913 году. Реставрационные работы проводились специалистами «Гипрограда». Вопрос контроля за работами возложили на городской исполком. Вскоре художники и реставраторы закончили свою работу - здание предстало перед херсонцами в новом виде. Его изображение стало на долгие годы одной из визитных карточек Херсона, им украшали открытки, обложки путеводителей по городу, сувенирную продукцию.

«Учитывая мнение трудящихся», было решено отдать здание историческому музею для открытия в нем филиала музея истории спорта. Но дело по неизвестной причине не пошло. Какое-то время здание стояло без хозяина, а позже в него вернулся завод спортивных изделий.

Общий упадок спорта в Украине в начале 1990-х годов привел к упадку и парусного спорта в том числе. Спортсменам было не до здания старого яхт-клуба, свое бы сохранить.

Все года Независимости здание представляло собой бесхозный памятник истории, непригодный к использованию по своему прямому назначению. Хотя и был занесен в перечень памятников архитектуры. На территории существует стоянка для яхт, частный банный комплекс. А этой осенью вокруг здание начались какие-то работы.

Строители сняли флигель, ободрали деревянные панели со стен и в таком состоянии памятник архитектуры находится сейчас. Узнать, кто там сейчас хозяин и кто проводит эти работы невозможно, хотя на территории бывают люди, у бывшего эллинга швартуются яхты. Специалисты городского отдела культуры и туризма пообещали предоставить информацию по данному вопросу, но до момента публикации таковой мы не получили. Возможно чиновники предоставят нам данную информацию, и мы сможем объяснить читателям, что же происходит на территории яхт-клуба.

Конечно, за 40 лет без ремонта здание утратило свой внешний вид, и хотелось бы надеется, что оно переживет эти ремонтные работы, и тут совершенно не важно, кто ее проведет городские власти или новый хозяин. Важней, какую функцию оно будет выполнять, и станет ли развлекательным центром или спортивным объектом. Немало важно конечно же будет ли проводиться реставрация с привлечением специалистов, или бессистемная реконструкция, которая приведет к утрате памятника архитектуры.

Яхтенный спорт ныне в Украине в моде, но только не в Херсоне. Ситуация сложались таким образом, что наш город единственным большим городом на Днепре, не имеет развитой спортивной инфраструктуры для занятий водными видами спорта. То что было разрушено, или украдено, а нового городские власти не строили, не строят и наверное никогда и не постпроят.

 

Коментарі

Нет ни одного комментария

Залишити коментар

Останні новини

Останні відеорепортажі

Останні фоторепортажі

ТОП Новин тижня

наверх

Підписатися на новини

Підписатися на новини

Запропонувати новину

Запропонувати новину