Pik
Сьогодні, 14 Ноября 2019
16.11.2011
1082
0

Спецтема: Херсонский костел

Спецтема: Херсонский костел

Херсон с первых дней своего основания был городом многонациональным.

Уже в первые десятилетия своего существования в городе жили немцы, шведы, евреи, поляки, россияне и представители других народов. Постепенно они обживались и получали от властей право заниматься торговлей, производством но и строить свои культовые сооружения. Так, в городе по соседству с православными храмами появилась кирха, десятки синагог, караимская кенаса и костел.

Стараясь привлечь в Херсон иностранцев, предоставляя им льготы и уделяя особое внимание, князь Г.А.Потемкин добился разрешения построить в Херсоне римско-католическую церковь. Под церковь была отведена треугольная площадь в северо-западной части купеческого предместья, на которой около 1787 года и был построен храм. На протяжении всего времени своего существования он пользовался содержанием, назначенным в царствование Екатерины II.

По имеющимся сведениям, на месте первой церкви в 1792 году был построен глинобитный храм (часовенка) и освящен во имя Спасителя. Его строителем был священник иезуитского ордена Елизум Шац. Каменная церковь на этом месте была возведена в 1820-х годах и освящена во имя святых Пия и Николая, а в 1840-х годах был надстроен шпиц.

Но и эта церковь была перестроена, так как на плане 1855 года называлась уже церковью Св. Антония и ее окружала овальная в плане ограда. В 1887 году верующие римо-католики обратились в городскую управу с просьбой занять всю, принадлежащую храму территорию для устройства сквера. Управа позволила изменить участок, который стал треугольным в плане, по красным линиям улиц Католической, Эрделевской и Грязной.

В доме, принадлежавшем католической церкви, находилась римско-католическая церковная школа и общество пособия бедным католикам. Членами общества были известные в городе люди, среди которых: И.К.Квинто - городской архитектор, Г.К. Пачосский - известный ученый, основатель Естественно-исторического музея Херсонского губернского земства и другие.
Костел постепенно стал центром не только религиозным, но и культурным. Его прихожане часто становились инициаторами различных культурных и благотворительных мероприятий. Нередко его посещали гостившие в Херсоне именитые иностранные гости.

Но идиллия вскоре окончилась. Пришла революция и вслед за нею гражданская война. 18 марта 1917 года здесь состоялся польский митинг. 28 апреля 1918 года греко-униатский гарнизонный священник отец Бачинский в костеле впервые в Херсоне, прочитал проповедь на украинском языке. Это было знаковое событие. Смелый поступок священника, тогда вдохнул свежую струю в жизнь украинского Херсона. В 1923 году община Римско-Каталического костела насчитывала 65 человек. 12 февраля 1923 года был заключен договор между Херсонским советом рабочих и крестьянских депутатов, в лице представителя П.Герасимчука и уполномоченным религиозного общества при Римско-Католическом костеле Т.И. Оскерко.

Согласно договору Херсонский совет рабочих и крестьянских депутатов передал религиозной общине при Римско-Католическом костеле в Херсоне в бессрочное безвозмездное пользование и владение здание костела.
А уже в 1931 году храм был, само собой, закрыт, а его здание преспособили под Госкинопрокат. Потом здание существенно перестроили, слева был пристроен кинозал. А в 1957 году сделали из него детский кинотеатр им. Павлика Морозова, или проще - Павлушку. Как вспоминает одна бывшая херсонка (хотя и говорят, что бывших херсонцев не бывает): «Павлик» - место моего ежевоскресного паломничества в пору счастливого советского детства. Я могла хотеть или не хотеть в парк, на речку или на дачу, но в Павлушку я хотела всегда, тянуло меня туда.

Идентичные воспоминания может привести практически каждый херсонец старше 30 лет.

В начале девяностых херсонам было не до кино, пустовали и разрушались все кинотеатры. Еще какое-то время жил и детский кинотеатр, но все чаще его помещение отводилось под собрание различных сектантов, рок концертов и проведение прочих увеселительных мероприятий.

В 1991 году после провозглашения независимости Украины, Папа Римский создал Каменец-Подольскую епархию, куда вошла и Херсонская область. В этом же году одно из помещений действующего кинотеатра было предоставлено для проведения богослужений в определенные часы и дни, в 1994 году католической общине отведена часть здания, а в 2000 здание полностью отдано в аренду.
К 2004 году здание совсем обветшало, службы проводились в помещении бывшего фойе - даже не фойе, а предбанника перед фойе, все остальное пространство было совсем непригодно. Вместо лавок в храме стояли ряды старых кинотеатровских кресел, по стенам шли ветвистые трещины и было довольно темно из-за отсутствия окон.

В 2005 году польская община добилась разрешение на реконструкцию храма, и работы начались. Приспосабливая костел для нужд кинотеатра, к зданию пристроили навес, внутри его разгородили пополам, а купол с колокольней снесли. Предстояло убрать позднейшие «усовершенствования», и храм должен был предстать перед херсонцами таким, каким он был сто лет назад. А был он великолепен: когда со старых стен сбили напластования штукатурки, обнажились изящные арочные проемы, варварски заложенные кирпичом.

Отсутствие финансирования и рабочих рук не настолько угнетало священников, как отношение городских властей. Часто можно было услышать от них, что власти играют с ними в непонятные игры. Во первых городской архитектор категорический отверг участие польских специалистов в разработке плана реконструкции и сметной документации, а во вторых власти тянули время. Долгих семь лет не начинались работы, хотя проектная документация для реконструкции была. Но в окончательном варианте её не утверждали.

В городе ходили упорные слухи, что кто-то из здания мэрии очень хотел получить заказ на реконструкцию. И поговаривают, что этот кто-то его получил. От прежнего плана реконструкции отказались, сносить пристройку отказались, не слушая историков и архитекторов «реконструкторы» фактически построили новое здание лишь отдаленно напоминающее то, старинное здание костела. Польское духовенство скорей всего смирилось с этим и ксендзы были рады, что работы ведутся хотя бы и таким способом.

Как бы там ни было, но херсонские католики получили себе красивых храм и остается только радоваться за них. Но остается вопрос, почему городской архитектор и городские власти не захотели провести реконструкцию по всем правилам и в соответствии с сохранившейся документацией? Возможно шанс заработать деньги на полу липовой реконструкции стоит дороже исторической справедливости.

Интересная деталь - передав в 2005 году здание кинотеатра польской общине, городские власти «забыли» ликвидировать коммунальное предприятие «Кинотеатр имени Павлика Морозова».

И долгих четыре года в городе существовало предприятие призрак, без здания и кинозала. Интересно сколько денег оно получало ежегодно для своей «деятельности»?

 

 

Коментарі

Нет ни одного комментария

Залишити коментар

Останні новини

Останні відеорепортажі

Останні фоторепортажі

ТОП Новин тижня

наверх

Підписатися на новини

Підписатися на новини

Запропонувати новину

Запропонувати новину