Pik
Сьогодні, 18 серпень 2019
13.12.2011
569
0

Спецтема: Электрический трамвай в Херсоне

Спецтема: Электрический трамвай в Херсоне

Под таким заголовком в 1906 году в херсонской газете «Югъ» вышла статья, которая всколыхнула общественность города, и заставила задуматься городские власти над решением транспортной проблемы.

В начале ХХ века перед руководством города встала проблема транспорта, город который был губернским центром и имел приблизительно 70 тысяч населения, стремительно разрастался.

В Херсоне, основное население которого проживало в предместьях (Сухарное, Военный форштадт, Забалка) единственный видом транспорта были извозчики, которых в 1910 году было зарегистрировано в Городской управе 227. Л.П. Соловьев в своих воспоминаниях о Херсоне писал: «...Весь городской транспорт состоял исключительно из частных извозчиков, которые делились на легковых (пассажирских) и грузовых. Пассажирские извозчики были пароконные и одноконные, брички и фаэтоны...». Извозчики официально платили налоги, каждый год получали разрешение на право работать на улицах города. Проезд у извозчика стоил немало: в среднем по городу от 20 до 60 копеек за бричку и от 20 до 80 копеек за фаэтон.

Естественно, что дороговизна такого вида транспорта не могла сделать его по настоящему "народным". В 1906 году в херсонских газетах стали появляться заметки о планах построить в городе трамвай, поначалу в виде слухов и домыслов.

Но уже в декабре 1906 года появилась некая "заинтересованная группа лиц" которая опубликовала в местной прессе свое виденье разрешения проблемы общественного транспорта. Первым шагом стал выпуск брошюры «Об устройстве в городе Херсоне конного трамвая».

Первоочередной задачей "заинтересованные лица" поставили себе соединить окраины с центром города.

Но позже были проведены расчеты, которые показали, что трамвай на конной тяге экономически невыгодны. Главным аргументом в пользу электрического трамвая стало сравнение опыта других городов Российской империи.

В отчете, который был предоставлен возможным акционерам, приводился пример города Курска, который по количеству населения и экономическому развитию был похож на Херсон.

По экономическим отчетам за 1904 год курский трамвай принес своим владельцам около 10000 рублей.

Но более интересным для нас было сравнение городов-соседей - Николаева, Одессы и Елисаветграда, где функционировали: конные и электрические трамваи.

Так в Одессе 7 июля 1880 года открылась первая линия "конки". К концу 1888 года таких маршрутов было уже 19. Примерно в этот же период одесситы задумались о переводе трамваев на электротягу, и уже 24 сентября 1910 года состоялось торжественное открытие первой линии электрического трамвая, который вскоре стал экономически выгодным видом деятельности. В Николаеве конка просуществовала почти 17 лет, и только 21 декабря 1914 г. в Николаеве был пущен первый трамвай на электрической тяге, а через некоторое время было завершено строительство настоящего трамвайного парка.

На основе точных расчетов аукционеры пришли к выводу, что выгодней строить сразу электрический трамвай и занялись разработкой экономической и технической документацией.
В своем докладе, который был представлен 17 декабря 1906 года на собрании "заинтересованных лиц" которое собрало широкий круг общественности города в Народном доме, они озвучили такие цифры: ежегодный доход который может приносить трамвай в Херсоне - около 10 тыс. рублей чистого дохода, что составляло 3% от основного капитала. Именно эта цифра и стала отпугивающей для местных потенциальных акционеров, ведь для рядового жителя Херсона начала века сумма 300тыс. рублей была заоблачной, именно это по мнению краеведов и стало причиной краха проекта.

Главной целью было создание общества пайщиков в первую очередь из коренных жителей, а уже после этого привлечь инвестиции со стороны. Цену акции установили в сумме 25 рублей (в ресторане обед из 4х блюд, чашки кофе и рюмки вина стоил 1 рубль), то есть для запуска трамвая нужно было продать 12тыс. сравнительно дорогих акций. Не помогли и заверения, что в скором времени херсонцы привыкнут к трамваю, население города увеличится, откроется прямое железнодорожное сообщение с Николаевом, и соответственно увеличатся прибыли - проект был обречен.

В газетах была опубликована смета, а позже и схема маршрута трамвая. Планировалось построить 2 линии. Первая от пристани Р.О.П.иТ. по набережной до Алешковской пристани, оттуда в центр города с основными остановками на Привозе, Канатной площади, перед Панкратовским мостом, конечная предусматривалась на Забалке, возле церкви.

Вторая линия должна была пролечь по маршруту: Базарная улица (Перекопская), через крепость, по дамбе мимо Александровского парка на Почтовую (Ушакова), вниз до Суворовской, оттуда на Католическую до почты. Полная длина запланированных путей составляла 3700 погонных саженей (около 8 км.), обслуживать оба маршрута должны были 7 вагонов изготовленные Петербургском представительстве бельгийской фирмы "Сименсъ и Гальске".

В истории не может быть слов "если бы", но все же неизвестно как бы сложилась судьба нашего города, если бы по улицам города побежали трамваи, особенно в свете сравнения нынешнего состояния Одессы, Николаева и Херсона...

 

 

Коментарі

Нет ни одного комментария

Залишити коментар

Останні новини

Останні відеорепортажі

Останні фоторепортажі

ТОП Новин тижня

наверх

Підписатися на новини

Підписатися на новини

Запропонувати новину

Запропонувати новину