Pik
Сьогодні, 20 Июля 2019

Счетная палата: За 2010 год Херсонщина значительно ухудшила социальные показатели

И это при том, что на 1 января 2005 года этот показатель для Херсонской области по данным Госкомстата составлял 42%, а через 5 лет – на 1 января 2010 года – менее 30%. Но уже за минувший год ситуация резко ухудшилась.

В 2000 году Украина присоединилась к Декларации тысячелетия ООН, одной из целей которой является искоренение крайней бедности и голода в мире. В следующем году были утверждены Стратегия преодоления бедности и Комплексная программа обеспечения ее реализации на 2002-2009 годы.

Последний этап реализации Комплексной программы завершен в 2009 году. Счетная палата провела анализ ее выполнения, и результаты засвидетельствовали, что задачи программы не выполнены, стратегические направления не достигнуты. На всех этапах действия Комплексной программы определенные в ней показатели уровня бедности ни разу не были достигнуты.

В результате безосновательных и безответственных управленческих решений Минтруда и Минэкономики в 2008 году Комплексная программа утратила статус государственной целевой, что обозначилось на ее финансовом обеспечении и эффективности выполнения мероприятий.

Уровень бедности в 2009 году составлял 26,4%, превысив определенный Стратегией прогноз на 4,9%. Каждый из восьми граждан страны в 2009 году попал в категорию крайней бедности – уровень нищеты составлял 13%. Предусмотренное к 2010 году сокращение уровня бедности до 21,5% и уровня крайней бедности до 3% не произошло, констатировали в Счетной палате.

Одним из главных стратегических направлений Комплексной программы было увеличение доходов от трудовой деятельности. Однако, как показал анализ, фактически имеет место тенденция к уменьшению доли заработной платы в структуре доходов населения, тогда как доля социальных пособий и других текущих трансфертов растет. Так, по данным Госкомстата, удельный вес заработной платы в доходах населения в 2008 году составлял 43,3%, в 2009-м – 41,9%, а удельный вес социальной помощи, соответственно, – 37,8 и 39,6%. В 2010 году удельный вес зарплаты в доходах населения составлял 40,9%. То есть теряется мотивационная функция заработной платы как главной составляющей совокупных трудовых доходов населения, отметили в Счетной палате.

В 2009 году размер реальной заработной платы сократился на 9,2%, по сравнению с 2008-м, и фактически упал до уровня 1999 года.

Не достигнуты цели внедрения Единой тарифной сетки, принятые на протяжении 2009 года и первого полугодия 2010 года правительственные решения привели в бюджетной сфере к разрушению тарифной системы и “уравниловки” в оплате труда.

Эксперты Счетной палаты отмечают, что прожиточный минимум, который является критерием формирования уровня оплаты труда и социальных выплат, до сих пор определяется на основании наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, утвержденных правительством еще в 2000 году. Вместе с этим, на фоне роста потребительских цен в 2000-2009 годах в 2,3 раза, прожиточный минимум вырос лишь в 1,9 раза. Заниженный размер прожиточного минимума фактически приводит к занижению пенсий, зарплат, пособий малообеспеченным слоям и уменьшению реальных доходов населения.

Несмотря на то, что повышение занятости населения и развитие рынка труда являются одними из главных направлений Стратегии преодоления бедности, государственные программы занятости населения с 2005 году вообще не утверждались. Это негативно повлияло на создание условий для трудоустройства безработных и не позволило обеспечить комплексность в подходах к решению вопросов сбалансирования спроса на рабочую силу путем создания необходимого количества рабочих мест и условий для профессиональной подготовки, отмечают в Счетной палате.

Также эксперты ведомства констатируют, что было провалено еще одно направление Комплексной программы – обеспечение социальным жильем социально незащищенных слоев населения. Минжилкоммунхоз не обеспечило в 2009 году выполнения мероприятий Стратегии по созданию условий для формирования жилищного фонда социального назначения и обеспечения жильем граждан, имеющих право на такое жилье. За время реализации Комплексной программы разработка проекта закона об утверждении Общегосударственной программы развития социального жилья не завершена, работа над документом возобновлена лишь в 2010 году.

Стратегические задачи по преодолению бедности не выполнялись также местными органами власти, что привело к значительному росту показателей бедности населения сел и малых городов. В 2009 году бедность углубилась в 11 областях Украины. Отметку в 40% перешли четыре области: Волынская, Кировоградская, Сумская и Херсонская, в двух последних за чертой бедности живет почти половина населения

Коллегия Счетной палаты считает, что в кратчайшие сроки власть должна утвердить Общегосударственную программу преодоления и предотвращения бедности в Украине, Общегосударственную программу занятости населения и Общегосударственную программу развития социального жилья.

Как результат, население регионов, не смотря на карательные меры правительства в виде пени все меньше и меньше платит за жилищно-коммунальные услуги. В частности, задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг по информации Государственной службы статистики Украины увеличилась в январе 2011 г. сравнительно с декабрём 2010 г. на 6,3%, и на начало февраля 2011 г. составила 12 млрд 77,9 млн грн, средний срок задолженности населения за все услуги составил 2,7 месяца.

В частности, увеличение задолженности произошло во всех регионах Украины, кроме Киева.

Так, за январь 2011 г. населением страны уплачено за жилищно-коммунальные услуги 3,8 млрд грн (84,0% начисленных за этот период сумм). Среди регионов наивысший уровень оплаты за жилищно-коммунальные услуги наблюдался в Киеве, Львовской, Одесской, Ивано-Франковской и Ровенской областях (105,1-91,5%), самый низкий – в Днепропетровской области, Запорожской, Херсонской областях и в Крыму (73,0-77,8%).

И это при том, что в кризисном 2009 году платежи за ЖКУ в Херсонской области из месяца в месяц были выше 100%. А в 2010 году эти показатели стали неуклонно снижаться.

Долги населения за жилищно-коммунальные услуги в Херсонской области в 2009 году выросли на 7,7% и на 1 января 2010 года составили 154,3 млн. грн. (на 1 января 2009 года – 143,3 млн. грн.). Средний срок задолженности населения за все услуги в 2009 году составлял 4 месяца.

Уже в 2010 году в Херсонской области население по данным Главного управления статистики в области оплатило жилищно-коммунальные услуги на 97,6% - 524,2 млн.грн. Задолженность населения региона по оплате ЖКУ увеличилась в 2010 году в сравнении с 2009 годом на 0,3% и составила 154,7 млн.грн. Средний срок задолженности населения за все услуги составил 3,5 месяца.

Средние начисления за жилищно-коммунальные услуги на одного владельца лицевого счета в январе 2011 г. по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. увеличились на 10,2% и с учетом электроэнергии (из расчёта 100 кВт-ч) составляли 489,6 грн.

В январе долг за 3 месяца и больше был за централизованное отопление и горячее водоснабжение у 31,5% владельцев лицевых счетов, содержание домов и сооружений и придомовых территорий – 23,0%, газоснабжение – 21,4%, вывоз бытовых отходов – 20,4 %, централизованное водоснабжение и водоотвод – 19,1%.

Кроме того, за январь населением оплачено за электроэнергию 757,5 млн грн (164,1% начисленных за этот период сумм). Среди регионов наивысший уровень оплаты электроснабжения наблюдался в Одесской и Закарпатской областях и в Киеве (220,9-215,7% с учетом погашения долгов предыдущих периодов), самый низкий – в Черниговской и Сумской областях (соответственно 94,9 и 97,3%). Задолженность населения по оплате электроэнергии на начало февраля 2011 г. составляла 2 млрд 939,2 млн грн.

Средние начисления за услуги ЖКХ на одного владельца лицевого счёта в декабре 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. увеличились на 11,2% и с учетом электроэнергии (из расчёта 100 кВт-ч) составляли 451,4 грн. При этом задолженность населения по оплате услуг ЖКХ в декабре 2010 г. по сравнению с ноябрём на 5,5% увеличилась и на начало января 2010 г. составляла 11,365 млрд грн, средний срок задолженности населения за все услуги составил 4,4 месяца. Увеличение задолженности состоялось во всех регионах Украины, кроме Киева.

В течение января-декабря 2010 г. населением оплачено за электроэнергию 7,318 млрд грн. (132,3% начисленных за этот период сумм). Среди регионов наивысший уровень оплаты электроснабжения наблюдался в Одесской и Закарпатской обл. и в г. Севастополе (190,6-181,6% с учётом погашения долгов предыдущих периодов), самый низкий – в Черниговской, Сумской и Житомирской областях (77,2-88,7%). Задолженность населения по оплате электроэнергии на начало января 2011 г. составляла 2,872 млрд грн.

 

Коментарі

Нет ни одного комментария

Залишити коментар

Останні новини

Останні відеорепортажі

Останні фоторепортажі

ТОП Новин тижня

наверх

Підписатися на новини

Підписатися на новини

Запропонувати новину

Запропонувати новину