22 Мая 201720:21
Для мобильных устройств
Вход Регистрация RSS

Херсон — Херсонский моряк теплохода "Этели" Федор Губич:Мы заложниками были, заложниками и остаемся

Херсонский моряк теплохода "Этели" Федор Губич:Мы заложниками были, заложниками и остаемся

Херсонский моряк теплохода 'Этели' Федор Губич:Мы заложниками были, заложниками и остаемся
фото: fakty.ua
1 октября 2013 г., 14:41

Возвратившиеся на родину украинские моряки с захваченного в Ливии теплохода «Этель», возмущенные действиями судовладельца и бездействием официальных лиц, обратились в прокуратуру

Дерзкий захват в Ливии группой вооруженных людей теплохода «Этель» с украинским экипажем на борту «ФАКТЫ» освещали достаточно подробно. В начале сентября 13 из 19 моряков после почти полуторамесячного нахождения в плену возвратились в Украину. Это стало возможным благодаря урегулированию, в том числе и на дипломатическом уровне, конфликтной ситуации. «Украинская сторона приветствует успешное решение ситуации вокруг украинских моряков на судне „Этель", которые с 19 июля по 1 сентября сего года содержались вооруженными лицами в порту Бенгази, и положительно оценивает действия ливийской власти по выполнению достигнутых в контексте этого дела договоренностей», - говорится в официальном сообщении МИД Украины.

Члены экипажа

Моряки «Этели» (слева направо) Сергей Фомивка, Сергей Чипиженко и Сергей Кадыков заявили, что вместе с остальными членами экипажа будут продолжать бороться за свои права (фото автора)

Казалось бы, все решено и улажено... официально. Что происходит на самом деле, «ФАКТАМ» рассказали вчерашние пленники - моряки «Этели».

«К судовладельцу претензий у нас больше, чем к ливийским захватчикам»

- Мы до сих пор достоверно не знаем, из-за чего захватили судно, кто заказчик и исполнитель этой акции, - говорит третий механик «Этели» одессит Владимир Жорин. - Среди ночи нам сообщили, что капитан всех собирает в столовой, тогда мы и узнали, что неизвестные вооруженные люди задержали нескольких моряков, чтобы помешать отплытию «Этели». Вскоре подъехали представители местной власти - сообщили, что судно никуда не уйдет. Особо агрессивно захватчики вели себя в первую неделю плена: несколько раз обстреливали теплоход. Поэтому полтора месяца плена мы практически постоянно находились в закрытых помещениях судовой надстройки.

- Пробравшись на теплоход, бандиты сразу подошли к вахтенному матросу и приставили к его груди автомат, - вступает в разговор моторист-сварщик Владимир Нудненко. - Он попытался сообщить о происходящем капитану по рации, но ливийцы вырвали переговорное устройство. Матрос кинулся бежать, заперся в помещении, но вооруженные бандиты выломали входную дверь. К счастью, в этот момент сработала пожарная сигнализация, что испугало захватчиков.

В конце первой недели «ареста» капитан Михаил Кононов в телефонной беседе пояснил журналистам: «Судно осуществляло обычный рейс с грузом 220 автомобилей КИА и „Хюндай" из порта Акаба в Иордании в ливийский порт Бенгази. Машины выгрузили 18 июля. Получили разрешение ливийских властей на выход в море. Но отчалить нам не дали - 19 июля около двух часов ночи на борт ворвалась группа вооруженных людей. Мы с экипажем закрылись в надстройке. Ливийцы попытались выломать двери. Но вскоре поутихли. Мы уведомили полицию и власти о неизвестных, однако реакции на это не последовало. Через день боевики пригнали грузовик и длинную лестницу, поднялись на верхнюю палубу и захватили троих членов экипажа, стоявших на вахте. Они закрыли ребят в какой-то кутузке в порту. Мы забаррикадировались на судне и по радиостанции сообщили руководству порта о захвате. Ливийцы выбивали двери и ломали судовое имущество. Кое-что стащили. Но главной их целью был захват заложников - для того чтобы судно оставалось в Ливии.

Спустя сутки в 23.50 на борт поднялся представитель порта, сказав, что судну не дадут выйти в море. Однако троих моряков все же вернули. Мне дали понять, что „Этель" просто попала захватчикам под руку. Дескать, на нашем месте могло оказаться любое украинское судно...»

- Позже мы узнали, что наш захват является отголоском какого-то коммерческого конфликта, - продолжает Владимир Жорин. - Сейчас, если честно, к судовладельцу претензий у нас больше, чем к самим захватчикам. Ситуация плачевная. На протяжении всего срока контракта экипажу не выплачивали зарплату (в целом это порядка 45 тысяч долларов в месяц). Еще перед заходом в ливийский порт мы устроили забастовку, после чего часть денег выдали. Однако солидная задолженность осталась, у некоторых моряков - за 11 месяцев. Как выяснилось, фирма-судовладелец не выплачивает зарплату экипажам и других своих судов: «Авива», «Зои», а также печально знаменитой «Фаины», «прославившейся» пять лет назад. (Напомним: судно, перевозившее военную технику, в 2008 году захватили сомалийские пираты и держали экипаж в плену свыше четырех месяцев, пока бандитам не был передан выкуп в 3,2 миллиона долларов. - Авт.)

Моряки «Авива» и «Зои» вместе с родственниками членов экипажа «Этели» уже обратились с соответствующим заявлением в прокуратуру.

«Нам уже год не могут выплатить задолженность»

По словам моториста-сварщика Сергея Кадыкова, который раньше работал на «Этели», он сошел с судна еще в феврале, но до сих пор не получил заработанные деньги за четырехмесячный контракт (1100 долларов в месяц).

- А нам уже год не могут выплатить задолженность за три с половиной месяца, - дополняет электромеханик полтавчанин Сергей Фомивка. - Тянули-тянули, все откладывали «на завтра», а сейчас вообще ничего не обещают...

- Выходит, мы заложниками были, заложниками и остаемся, - возмущен системный механик Федор Губич из Херсона. - Там нас «держали за горло» иностранные бандиты, а здесь - судовладелец. Например, предыдущий системный механик с «Этели», которого я сменил в январе, до сих пор не получил зарплату. Зная о том, что у многих моряков имеются дома невыплаченные кредиты, финансовые проблемы, представители судовладельца выдвинули ультиматум: либо все дорабатывают срок контракта, либо возвращение домой исключительно за собственный счет. По этой причине капитан и еще пятеро наших моряков остались на «Этели». А представьте себе обстановку в Бенгази, где постоянная стрельба, поэтому приходится сидеть в помещении. Кто такое выдержит? Старшего помощника капитана и одного из матросов таки заставили лететь домой за свой счет. А сейчас у этого матроса кредиторы за долги отбирают личный автомобиль, описывают дом...

- Когда мой брат ушел в рейс, в нашей семье случилась беда - умерла мама, - рассказывает сестра второго помощника капитана Олега Полтарецкого Виктория. - Это случилось еще до захвата «Этели». Я сообщила на судно, но брата не отпустили. Я осталась одна с семилетним ребенком (муж тогда также находился в рейсе). Просила крюинговую компанию помочь, но - безрезультатно. Сейчас, когда необходимо срочно решать юридические вопросы, брата также не отпускают. Дескать, не доработал контракт.

- До наших проблем судовладельцу нет дела, - говорит четвертый механик Сергей Чипиженко. - Хотя в контракте четко оговорен шестимесячный термин рейса, плюс-минус еще два месяца. И почти весь экипаж «Этели» такой срок отработал. Однако контракты на руки никому из моряков не выдали. Более того, эти документы оказались не заверены печатью.

- К сожалению, в законодательстве масса лазеек для того, чтобы судовладелец не исполнял условия трудового договора, - констатирует Федор Губич.

«Бандиты по вечерам устраивали сабантуи с кальяном, шашлыками...»

Мои собеседники не сумели назвать точную общую сумму «зарплатного» долга судовладельца. По их подсчетам, это приблизительно 200-250 тысяч долларов. Многим членам экипажа поставили условие: либо идут в следующий рейс, в очередной раз поверив обещаниям, либо вообще могут забыть о зарплате. Однако они категорически отказываются от дальнейшего сотрудничества с данным судовладельцем. И напоминают: после освобождения «Фаины» из сомалийского плена компания так и не рассчиталась с моряками. Именно с этим связывают самоубийство одного из бывших членов экипажа.

Также бывшие заложники с «Этели» говорят, что серьезно разочарованы капитаном судна 57-летним Михаилом Кононовым. По словам моряков, за все время пребывания в плену он ни разу не собрал экипаж, не делился новостями. Всю информацию они получали от звонивших родственников.

- Капитан делал все, чтобы угодить судовладельцу, поставившему перед ним основную задачу: теплоход должен быть на плаву, в движении, - убежден Федор Губич. - Мы находились в Бенгази во время праздника Рамадан. Поэтому днем ливийские захватчики спали, а по вечерам пускали салюты. Причем невозможно отличить: фейерверк это или автоматная очередь. Бандиты на судне установили палатку, натащили туда матрасов, по вечерам устраивали настоящие сабантуи: кальян, шашлыки... Угощали только капитана, он с захватчиками сразу нашел общий язык.

- Появилась информация о том, что в Ливии капитану якобы подарили иномарку.

- Действительно, там у него появился автомобиль, - поясняет Владимир Жорин. - Однако, насколько нам известно, он его купил.

- Пока кто-то пополнял личный автопарк, семьи моряков буквально с ума сходили, - говорит Ольга Нудненко, супруга судового моториста-сварщика. - Ведь никто ничего нам не желал сообщать...

- Это точно! - поддерживает подругу по несчастью жена Федора Губича Евгения. - Нам позвонили из крюинговой компании 21 июля, сказали, что наших мужей не выпускают из Бенгази местные жители. Дали номера телефонов украинского МИД. Дескать, выкручивайтесь сами. А у меня - маленькая дочь на руках, она родилась за две недели до ухода мужа в рейс... Помогала нам лишь организация «Содружество моряков». Да еще черпали информацию из интернета.

- В конце концов мы, жены и родственники моряков «Этели», объединились и решили действовать, - говорит Ольга Нудненко. - Обращались в МИД, который просил крюинговую компанию написать гарантийное письмо о возврате долга, однако там на это наплевали. Звонили в штаб-квартиру Международного профсоюза моряков (ITF) в Лондоне - тоже безрезультатно. Ездили в Киев, в Генпрокуратуру, добивались разъяснений. Нас успокаивали, говорили, что все под контролем, что в Ливии занимаются поиском каких-то похищенных машин, которые перевозили на судне. Слава Богу, автомобили отыскали. Но мы пришли к однозначному выводу: граждане нашей страны, оказавшиеся в подобных ситуациях за рубежом, могут рассчитывать исключительно на активные действия своих родственников.

источник:fakty.ua

 

Cпрашивал(а): Александр ЛЕВИТ, «ФАКТЫ» (Одесса)

Комментарии
Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной новости. Проявляйте также уважение и толерантность к своим собеседникам даже в том случае, если Вы не разделяете их мнение. Ваше поведение в условиях свободы высказываний и анонимности, предоставляемых интернетом, меняет не только виртуальный, но и реальный мир.
Комментарий:
Вставить смайл Вставить смайл Вставить смайл Вставить смайл Вставить смайл Вставить смайл Вставить смайл Вставить смайл Вставить смайл Вставить смайл Вставить смайл Вставить смайл Вставить смайл Вставить смайл Вставить смайл Вставить смайл Вставить смайл Вставить смайл Вставить смайл Вставить смайл
22/05 Понедельник
Активного опроса сейчас нет!
Реклама

Самые свежие новости читайте на Укр.нет.
Билеты в кино на KINOafisha.ua.
Как составить резюме? Смотри образец резюме тут.
Самая точная погода в Украине от sinoptik.ua.
Купить авто бу на Avtosale.ua - автобазар Украины.